Pilatus PC-12 NGX из Швейцарии — одномоторный самолет уровня бизнес-джета

Авиакомпания Pilatus в Швейцарии похожа на мастерскую ремесленников — в ее ангарах создают уникальные проекты, которые становятся легендами в своих нишах. Сверхуспешная модель PC-12 сделала Pilatus знаменитой, а новая модель PC-12 NGX призвана стать лучшим универсальным одномоторным самолетом в мире.

Швейцарские инженеры Pilatus начали разработку самолетов еще в 1930-х годах. Но настоящий успех пришел к компании только в 1990-х годах с новой моделью одномоторного самолета PC-12. Он стал воплощений универсальности, легкости обслуживания, простоты управления и неприхотливостью.

Планерная конструкция PC-12 была привычной для того времени, но самолет отличался от конкурентов самым современным двигателем, авиоником уровня бизнес-джетов и комфортным салоном, что стало новшеством для универсалов. Еще одна особенность — здоровенная дверь в боку фюзеляжа, куда мог пройти грузовой палет. PC-12 подходил на роль бизнес-самолета, аэротакси, санитарного самолета и даже летающего грузовика. Всего было продано более 1700 самолетов.

В 2019 году Pilatus представил новое поколение своего хита — PC-12 NGX. Самолет усилили двигателем нового поколения PT6 от Pratt & Whitney Canada. Одно из новшеств модели — тепло двигателя в ней используется для подогрева топлива и теперь самолету не нужны присадки от оледенения.

Силовая установка напичкана датчиками, чтобы довести уровень автоматизации управления до предела. Ту часть работы, которую раньше выполнял пилот теперь взяла на себя электроника. Инженеры уверяют, что это на 10% повысило эффективность движка. После каждого полета система самолета отправляет анализ работы данных двигателя Pilatus, чтобы инженеры могли их проанализировать и предупредить владельца самолета, если с движком что-то не так.

Крейсерская скорость самолета выросла до 537 км/ч. Необходимая скорость разбега для взлета сократилась до 758 м. И это предмет особой гордости Pilatus — PC-12 NGX способен приземлиться и взлететь на 21 000 аэродромов мира, включая грунтовые полосы и полосы, покрытые травой. Это в два раза больше, чем способны покрыть ближайшие конкуренты и дает большую свободу для полетов.

Чтобы обеспечить пассажирам больший комфорт, инженеры добавили режим Low Speed Prop. Это небольшой сброс оборотов пропеллера при сохранении крейсерской скорости, что снижает уровень шума в салоне. PC-12 и без того был не очень шумным, а теперь уровень шума в новом PC-12 NGX сравним с пассажирскими авиалайнера.

Размеры всех иллюминаторов в PC-12 NGX выросли на 10% и стали такими, как в реактивном собрате модели PC-24. Это дало больший комфорт пассажирам — больше света, больше обзора и ощущение большего пространства в салоне.

Дизайн кресел от BMW в PC-12 NGX также похож на дизайн кресел в PC-24. Они покрыты натуральной кожей, способны поворачиваться по оси и раскладываться почти в горизонтальное положение. Самая серьезное изменение претерпел потолок салона — в нем теперь размещена новая система кондиционирования. Она бесшумная и обеспечивает ровный «климат» во всем салоне.

Всего в самолете может поместиться до 9 пассажиров. Учитывая, что самолетом может управлять один пилот, то второе место в кабине также может быть отдано пассажиру. Боковой люк большой и способен пропустить в грузовой отсек много багажа. Это же делает PC-12 NGX сильным претендентом на роль лучшего санитарного борта. Стоимость PC-12 NGX — от $4,5 млн до $5,5 млн.

Фото: Пол Бовен (Paul Bowen), Pilatus Aircraft Ltd.

Поделиться: